Во второй половине июля 2008г. мы были в Челябинской области.
Жили на базе на озере Теренкуль - отдыхали,
купались, загорали, рыбачили, а также во взятой
напрокат машине разъезжали по достопримечательностям Южного Урала.
Побывали на Зюраткуле, в Порогах, в Златоусте и Таганае, в Ильменском музее минералогии, на Коркинском разрезе, посмотрели Устиновский каньон, Карабаш,
Сугомакскую пещеру…
Масса впечатлений, жаль времени было маловато –
галопом по Европам, не все удалось посмотреть, что хотели..
Национальный парк «Зюраткуль» – Пороги. Трасса М5.
Сегодня у нас самая далекая вылазка, поэтому выехали рано.
По
пути на Зюраткуль проезжали поселок Магнитский, где на реке Сатке
находятся развалины Зюраткульской ГЭС. Сохранились плотина, напорный
бассейн и фундамент здания станции.
Раннее утро..
Пустая (в отличие от М5) трасса Миасс-Златоуст
Напорный бассейн Зюраткульсской ГЭС
Остатки плотины
Национальный парк "Зюраткуль" расположен в 200 км к западу от
Челябинска, получил своё название от высокогорного (724 м над уровнем
моря) озера Зюраткуль, что в переводе с башкирского означает
«сердце-озеро». Озеро окружают хребты и горы Южного Урала - Уреньга,
Лукаш, Нургуш (самый высокий хребет Челябинской области, 1406 м над
уровнем моря), Москаль и Зюраткуль.
Озеро
действительно красивое, но… зря мы уже увидели Тургояк, надо было
смотреть в обратном порядке
.
Добавила негатива попытка искупаться: дно просто отвратительное – камни,
покрытые илом, туча слепней..
Ну и массовая застройка поселка тоже не способствует красоте и тишине..
Гостевые дома Зюраткуля
Местный житель :)
"Сердце-озеро"...
Хребет Зюраткуль
Озеро Зюраткуль полукольцом обнимает гору Лукаш
Вдали - хребет Москаль
Купание не доставило нам удовольствия
Выводок насекомых в луже. Ну и гадость..
В
администрации парка мы заказали экскурсию, которую, в связи с отсутствием
экскурсовода, нам провели девушки-практикантки.
Они же
проводили нас на другой конец озера, где на берегу есть Китова пристань
с крепостью и сказочным городком. Соорудил ее местный предприниматель,
очень богатый человек, "владелец заводов, газет, пароходов" (с) Юрий
Китов. Соорудил для себя, но пускает посмотреть всех желающих.
Городок очень симпатичный, персонажей там все прибавляется..
Но не все так гладко.. Кроме бесплатного и всеми посещаемого сказочного
городка, тут же рядышком за железной изгородью высится шикарная дача
г-на Китова. И не так давно суд признал все постройки самовольными (нац.
парк все-таки) и постановил снести их. Прикормленная Китовым
общественность возмутилась. Сейчас тяжба и истерия по этому поводу
продолжается, и дальнейшая судьба Китовой пристани неизвестна..
Также нельзя не отметить засилье туристов всех мастей на Китовой
пристани. Народ ставит палатки и готовит пищу буквально между фигурами,
хотя неподалеку есть палаточный городок..
Интересно, это такой вид эксгибиционизма? :)
Юрий Михайлович Лу... :)
Дача хозяина г-на Китова
Спасли котенка из мельничного колеса
Спаситель и спасенный :)
Далее
наш путь лежал к урочищу Пороги на реке
Большая Сатка, рядом с одноименным поселком.
Это
красивейшее место, настоящая Уральская Ниагара, каньонообразное ущелье,
сжатое с двух сторон склонами хребтов.
Кроме
этого, Пороги — памятник мирового значения ЮНЕСКО. Здесь практически без
изменений сохранился заводской комплекс начала XX века -
гидроэлектростанция, построенная около ста лет назад на реке Большая
Сатка и ферросплавный завод. ГЭС – действующая, до сих пор снабжающая
электроэнергией поселок Пороги. Порожские гидротурбины немецкой фирмы «Бригель,
Хансен и К°» изготовлены в городе Готе в 1909 году. Генератор третьей
турбины собран швейцарцами фирмы «Браун, Бовери и К». Мостовой кран
привезен из английского города Бирмингема. Отсюда же дробилка и
подъемные механизмы на плотине. Электроплавка ведется в дуговых печах
«Эру» из Франции. Так что здесь представлена вся передовая индустрия
Европы начала века.
Правда немецкая автоматика уже давно вышла из строя и напряжение
корректируется вручную. Раньше же угол атаки лопаток в турбине и объем
проходящей воды регулировался в автоматическом режиме.
-------- Ложка
дегтя: Рядом с комплексом расположилась гостиница «Пороги». Пафосное место,
даже по московским меркам.
В данное время хозяином тут является г-н Загнойко (www.porogi.ru),
который усиленными темпами ведет разграбление существующего уникального
оборудования комплекса. После остановки ферросплавного завода в 2000
году, сданы в металлолом все медные тоководы из помещения цеха, сданы
электроды для плавки (1 электрод стоит $2300), сдан ротор одной из
турбин электростанции (5 тонн). Однако самое неприятное то, что для
поддержания подходящего для стационарного пирса гостиницы уровня воды, в
летний период не обеспечивается накопления должного объема воды в
водохранилище, и плoтина зимует с уровнем на 2 метра ниже нормы. Это
ведет в разрушению на морозе пропитанной водой каменной кладки. А морозы
тут зимой доходят до -50 градусов..
Зарплата смотрителя плотины 2000р. в месяц..
В зимнее время из-за малого количества
воды от электроснабжения отключается поселок. Все вырабатываемое
электричество потребляется вышеупомянутой гостиницей..
Никаких существенных реставрационных работ за последние 5 лет не
произведено..
В общем классический пример отношения государства к историческим
памятникам…
--------
Пороги
оставили одно из самых сильных впечатлений из всех посещенных нами
достопримечательностей. Посмотрели и водохранилище, и плотину, и слив,
нас даже пустили в машинный зал и рассказали об агрегатах. Жаль, если
все это в скором времени накроется медным тазом..
Дорога среди горных отрогов..
Водохранилище
Плотина
Верх плотины
Слив. Красотища...
Здание ГЭС и заводика
Машинный зал станции
Старинное оборудование
Хищник в небе
На обратном пути решили искупаться в Большой Сатке.
В горной реке купание... э-ээ.. специфичччское
.
Главное - крепко держаться за камень и не дать себя утащить течению
(задача нетривиальная). А гидромассаж вода сделает сама.
Коля "переплыл" на другой берег! :)
Обратный наш путь лежал
по федеральной трассе М5. Дааа, трасса впечатляет.. Однополосная, в
обрамлении гор, крутые спуски и подъемы, бесконечная вереница фур,
буксующих на подъемах и разгоняющихся на спусках. Обгоны и аварии.
Воистину «Дорога смерти». На наших глазах смятую в лепешку машину
взрезали автогеном.. Проехав разок, старались больше на нее не соваться,
объезжая через Миасс и Златоуст.
Здесь же - местная достопримечательность, граница Европы и Азии.
Сфоткались у стеллы - жаль, основание у нее слишком большое, не
получилось постоять одной ногой в Европе, другой в Азии
.
Еще подумалось, что это место можно было бы превратить в конфетку, если
подключить фантазию, например, ресторан с двумя залами – европейской и
азиатской кухней соответственно… А то одни только сувенирные лотки, да
стоянка фур…