Во второй половине июля 2008г. мы были в Челябинской области.
Жили на базе на озере Теренкуль - отдыхали,
купались, загорали, рыбачили, а также во взятой
напрокат машине разъезжали по достопримечательностям Южного Урала.
Побывали на Зюраткуле, в Порогах, в Златоусте и Таганае, в Ильменском музее минералогии, на Коркинском разрезе, посмотрели Устиновский каньон, Карабаш,
Сугомакскую пещеру…
Масса впечатлений, жаль времени было маловато –
галопом по Европам, не все удалось посмотреть, что хотели..
Еще за многие километры до Коркино, с шоссе можно увидеть длинную
гряду отвалов – результат многолетней отработки месторождения.
Непосредственно сам разрез – гигантский карьер – находится дальше за
этой грядой.
Коркинский разрез – это огромная рукотворная
ямища длиной более 3 км, шириной более 1,5 км, уголь здесь добывают
открытым способом с глубины более 500м. Дно карьера ниже уровня моря на
250 м. От затопления разрез спасает сложная система откачивающих
трубопроводов и даже несколько шахт, штреки которых образуют под дном
карьера сеть тоннелей, собирающих дождевые и паводковые воды,
проникающие в карьер. Выработанный уголь
вывозится по железной дороге, которая проложена серпантином по склону
разреза, с уступа на уступ.
Панорама Коркинского разреза
(кликабельна)
Мы
приехали на смотровую площадку недалеко от карьероуправления – это одно
из лучших мест для осмотра карьера.
Вид потрясает. Где-то далеко внизу на противоположной стороне копошатся
маленькие-маленькие экскаваторы, бульдозеры и БелАЗы...
Поезд на противоположной стороне карьера выглядит ниточкой, два
глубинных экскаватора - букашками, а желтенький трактор между ними (чуть
выше) виден только при 4-кратном зуме..
Рассмотрели поезд, путь которому преградил обвал. Интересно, он так и
останется там памятником, или его как-то извлекут?..
Спустились вниз на 3 уровня (уступа), пока шла лестница. Дна не
видно, мешают уступы - трудно оценить глубину.
Говорят, на дне невозможно дышать из-за скопления газов.. Как там
работают люди?..
Карьер. На противоположной стороне еле видны
экскаваторы и поезда.
Смотровая площадка
Экскаваторы и маленький трактор (4-кратный зум).
Поезд,
путь которому преградил обвал
Горизонтальные полосы - это уступы
Спуск на один уступ
Лестница, к сожалению, через 3 уступа закончилась
Каждый пролет лестницы - это один уступ
Они
всего лишь на 3 уступа ниже..
Во-о-он там из склона бьет фонтан
Вот
истинные размеры поезда
Этот
"частокол" - столбы электропередач
Здесь
уголь засыпают в вагоны
Миасс -
Ильменский заповедник и музей Минералогии – озеро Тургояк – Устиновский
каньон
Озеро
Теренкуль, на котором мы отдыхали, находится на самой границе
Ильменского заповедника. Это единственный в мире минералогический
заповедник. На его территории множество копей — геологических памятников
природы.
Ильменские горы – богатая кладовая, здесь встречается почти 300 видов
минералов, самоцветов, драгоценных камней.
Заповедник, к сожалению, закрыт для посещения, но при нем есть музей с
шикарной коллекцией минералов.
Посетили музей (он бесплатный, но экскурсию надо заказывать заранее и на
группу от 20 человек, так что нам с трудом удалось присоединиться к
неполной группе).
Погрузились в царство камня.. Экскурсия очень интересная, отличная
экскурсовод – сама геолог, хорошо разбирающаяся в камнях. Отвечала на
многочисленные вопросы дамочек об их бусах/серьгах/браслетах :).
Очень жаль, что в музее нельзя фотографировать – какой-то совковый
пережиток, брали бы деньги за съемку, и дело с концом, а так только
ругань – народ все равно снимает тайком, а администрация гневается.
Вышли из музея, «заболевшие» камнями, особенно дети. И все дальнейшие
наши маршруты по Уралу сопровождались поисками камней. В итоге вывезли в
Москву килограмм 6 уральских гор
.
Лестница к Музею и Институту Минералогии
У Ленина в руке бутылка из-под шампанского - как влитая:)
(сюда часто приезжают свадьбы)
Город
Миасс – узкий и длинный, вытянулся вдоль уральского хребта наподобие
курортных городков вдоль моря.
На пол-города раскинулся «УРАЛаз» - завод, выпускающий всем известные
огромные грузовики «Урал».
Миасс
оказался в центре всех наших маршрутов по Уралу, так что езда вдоль него
туда-сюда успела набить оскомину.
Город запомнился также тем, что мы, въехав в него с трассы М5, мы были
пойманы гайцами за превышение скорости на 12 км/ч, при этом протокол на
100-рублевый штраф неподкупные служители закона составляли минут 40
.
Стелла с лосем -символом города.
Этот поворот с трассы вывел нас на гайцев..
УРАЛАЗ
"Пассажир" с верхнего багажника :)
Не
могу не отметить также покорившее нас озеро Тургояк по соседству с
Ильменским заповедником. Оно просто сказочное, Байкал в миниатюре, даже
Зюраткуль проигрывает по сравнению с ним..
Вода прозрачная – виден каждый камешек. Вокруг живописные холмы..
Народу, правда, немеряно (модное местечко), но даже это не испортило
впечатление.
Яблоку упасть негде :)
Вода чистейшая и прозрачная
Вот такие обрывистые берега
Дальше
наш путь лежал к урочищу «Устиновские известняки», находящемуся недалеко
от ж/д станции Устиново, в долине реки Миасс. Это каньон, в котором река
проложила себе русло среди отвесных стен высотой до 25 метров (так наз.
Устиновский навес), выходы известняка протянулись на расстояние около 1
км.
Место
очень красивое, особенно сам навес. Видимо, народ про него мало знает,
поэтому здесь никого нет, и виды еще не испорчены традиционными
«наскальными» надписями. Немного разочаровала мелкая и заросшая травой
река Миасс, мимо таких каньонов должен бежать бурный поток!
Устиновский навес
С моста в воде видна рыба! :)
Устиновский навес - вид анфас
На наших глазах пролетающий самолетик выкинул парашютистов :)